Яндекс.Метрика МБУК "Кильдинская городская библиотека



К Международному дню Саамов, который отмечается 6 февраля в Кильдинской городской библиотеке прошло мероприятия. Из увлекательной рассказа и электронной презентации, библиотекаря Елене Митиной, школьники узнали о наших ближайших соседях – коренных жителях Кольского полуострова. Познакомились с их историей и особенностями быта, традиционными занятиями и культурой.





О СААМАХ


Основные национальные символы саамов — флаг и гимн. Четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) — цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Международный день саамов отмечается 6 февраля. Именно в этот день в 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.





ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ САА?МОВ


Лапландия — загадочная северная страна. Страна саамов и оленей, Санта-Клауса и Снежной Королевы. А еще — пологих сопок и бескрайних просторов, искрящегося белого снега и таинственного северного сияния.


Лапландия растянулась почти на две тысячи километров: от северных фьордов Норвегии до российского Кольского полуострова, захватывая северные территории Финляндии и Швеции от Полярного круга до самой Арктики. Парадокс и загадка этой страны заключается в том, что у нее нет официальных границ. Есть народ, собственный гимн, национальный флаг, парламент, но территория этой страны распределена между несколькими государствами.

Территория проживания Саамов (сааими, лопаои?, лапла?ндцы; самоназвание — кильд. )

Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия то есть «земля лопарей»


Расселение саамов по Мурманской области Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) село Ловозеро — 724, пгт Ревда — 144, город Мурманск — 137, село Краснощелье — 113.

Хозяйство Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. В XIX — начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.


Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: юпа — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове; печок — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк — зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.


Саамская вежа Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3?3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.



ПИЩА САА?МОВ


Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Сушенная оленина и тушенное мясо ЛАПСКАУС




СААМСКОЕ РУКОДЕДИЕ


Вышивка бисером. Сукно, на которой он выкладывается, берется только красного цвета, Сам бисер трех основных цветов - белого, голубого, желтого.


Встречается синий, перламутровый и зеленый цвета. Полностью отсутствует черный цвет. Волнистая линия означает море, полукруг / манпель / месяц. Треугольник с петлями на конце - символ птиц.


Центральное место в древней саамской культуре всегда занимал «волшебный барабан» — бубен. Бубну саамы приписывали различные магические свойства — шаманы с его помощью излечивали болезни, предсказывали судьбу и оповещали бога о жертвоприношениях. Бубен наследовался от отца к сыну и был настолько священным, что женщинам запрещалось даже касаться его.



СААМСКИЙ ЯЗЫК


Только в 1982 году появился первый саамский алфавит и букварь.

Кильди?нский саа?мский язы?к — один из саамских языков, основной язык саамов России. Распространён в центральной части Кольского полуострова (Мурманская область), где ныне сохранился в основном в селе Ловозеро


В 2008 году на кильдинском саамском языке был издан сборника произведений Сергея Есенина в переводе Александры Антоновой (книга стала первой публикацией произведений поэта в переводе на саамские языки). В 2014 году была издана книга «Та?рьенч Кукесьсуххк», в которую вошли три повести Астрид Линдгрен про Пеппи Длинныйчулок;




СААМСКИЙ СПОРТ


Кильдинский футбол самый древний в мире! Кильдинскому футболу не одна тысяча лет!

Кильдинская лодка с игроками (футболистами) !!!!!!!!!

В 1997 году на реке Умба обнаружены 4 наскальных рисунка. Эти рисунки повергли в шок и трепет научный мир: они рассказали о древней культуре кильдинских саам (я напомню, что их ореал распространялся не только на о.Кильдин, но и материковую часть Мурманского берега вплоть до р. Поной и был довольно обособлен, но в центре ореала находился именно наш остров).


На первом рисунке изображено древнее саамское судно - смею утверждать, что в те древние времена мореплавание было ограничено прибрежной зоной и саамы в основном использовали суда для переправы на Кильдин (других заметных островов поблизости нет. Есть еще о. Колгуев, где также обнаружены чуть более поздние остатки футбольной атрибутики ("футбольные кильдинские оленьи ворота" в частности).

И теперь внимание ! На саамском (кильдинском) судне мы видим 11! фигур - по числу игроков современной футбольной команды!


Я, когда внимательно изучил наскальную живопись саам, прямо таки обрёл второе дыхание - я увидел, что для саам (кильдинцев) футбол был не просто игрой и развлечением в те суровые годы и в тех суровых условиях - видно, что это был своего рода ритуал, магическое действо и вид религиозного обряда...




СААМСКИЕ СКАЗКИ


Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), об олене-человеке Мяндаше.

Есть в саамских сказках такой персонаж — чакли или чахкли. Маленькие гномы-тундровички, которые живут под землей, распоряжаются подземными богатствами и любят ездить среди карликовых берез на маленьких оленях. По одним данным, они передразнивают и будят по ночам людей, а по другим — они добрейшие существа, только очень обидчивые, если их обманывать. Кстати, есть на водоразделе Колы и Туломы возвышенность Чахкливыд, то есть возвышенность «Маленьких подземных Людей».













МБУК "Кильдинская городская библиотека"